Обмен учебными материалами


Эффективный тренинг с помощью 6 страница



ПАМЯТКА. Будьте проще.

Выбор ролевой игры

Порядок проверки выбора ролевой игры или пригодности той, что уже имеется, представлен на рисунке 4.5.

Рис. 4.5. Выбор ролевой игры

Каждый тип ролевых игр, описанный в данной главе, отражает оправданное и эффективное применение техники. Важно, чтобы на­ставники четко понимали, какого типа игру они намереваются ис­пользовать. Если они используют один тип, но применяют приемы, со­ответствующие другому, то возникает реальная опасность отдаления учеников от сути дела, разочарования или даже нанесения им вреда. С другой стороны, сочетание правильно выбранного типа игры с пра­вильным стилем создает чуткий и точный инструмент обучения.

5. ПОДГОТОВКА К РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Представление ролевой игры участникам

Планирование ролевой игры в известной степени зависит от ее места в общей учебной программе. Если она устраивается в начале курса, то вам следует разъяснить, каким образом будет структурирован весь курс и почему вы его начинаете с игры. Если сессия намечена в сере­дине курса, то необходимо просмотреть изученное, оценить достигну­тое и выбрать конкретный способ, с помощью которого ролевая игра осветит определенные аспекты изучаемого предмета. Если игра дол­жна свести воедино материал, изученный на других дисциплинах, то, вероятнее всего, она органично впишется в курс и потребует мини­мальных объяснений. В любом случае объем требуемых пояснений во многом будет зависеть от возраста и типа участников. Если упражне­ния проводятся в школе, то их могут принять без вопросов — чего, конечно, не скажешь о занятиях на производстве.

В отличие от многих ситуаций, в которых ученик легко принимает логическое объяснение, каков будет следующий урок, использование ролевой игры требует преодоления определенных трудностей психо­логического порядка, что позволит позднее исключить ее возможные отрицательные последствия. Вариантов здесь столько же, сколько су­ществует наставников и студентов. Иногда наставник так бесстраш­но приступает к ролевой игре, что никакие тревоги и сомнения не воз­никают в сознании учеников. Они охотно и с энтузиазмом берутся ра­зыгрывать свои партии перед сверстниками, рискуя подчас подвер­гнуться реальной или гипотетической критике со стороны аудитории. Однако в других случаях наставник может наткнуться на серьезные препятствия, прежде чем группа бизнесменов среднего возраста или незрелых самоуверенных юнцов будет готова искренне разделить то удовольствие, которое сулит им игра. Большинство наставников со­глашаются с тем, что к первому вступлению в ролевую игру следует подходить серьезно.

Большая часть взрослых и немало детей относятся к термину «ра­зыгрывание ролей» с подозрением. Хладнокровное оповещение груп­пы о том, что «сейчас мы разыграем ролевую игру», может нанести смертельный удар по упражнению, которое намеревался провести на­ставник. Страх «выступления» и боязнь публичного самораскрытия отпугивают практически всех, за исключением наиболее ярко выра­женных экстравертов. Если ученики разыгрывают ролевую игру впер­вые или их прошлый опыт игры был неудачным, то для наставника важно потратить время и приложить старания к осторожному и по­степенному изложению идеи.

В целом можно выделить два основных способа подготовки нович­ков к ролевой игре. Выбор будет зависеть от возраста учеников и их мотивации. В первом случае, который более всего подходит при обу­чении взрослых и тех, кто высокомотивирован к усвоению материа­ла, сам предмет используется в качестве ввода. Другой способ пред­полагает использование разминочных упражнений, и его можно по­рекомендовать в работе с детьми или с теми взрослыми, цели которых не определены четко.

Загрузка...

Постепенный ввод в ситуацию ролевой игры

Главное в этом подходе — не навязывать ученикам ролевую игру, а дать ей развиться естественным образом в процессе изучения интере­сующих их проблем. Это лучше всего проиллюстрировать примером.

Давайте предположим, что руководитель молодежного клуба или социальный работник хочет исследовать отдельные проблемы влас­ти и взаимопонимания между родителями и детьми. Группа уже при­знала, что к вопросу о границах родительских полномочий можно под­ходить по-разному. Наставник спрашивает группу:

«Можете ли вы привести мне пример ситуации, в которой кто-то из ро­дителей наверняка захочет употребить власть?»

«Да, например, когда речь идет о позднем возвращении домой с вечерин­ки». «Да, особенно если вы девушка». «Как поступили бы родители?»

«Возможно, встретили бы вас у входа и велели отправляться спать, а весь разговор будет утром».

«Итак, предположим, что родители завтракают, и тут входит дочь, кото­рая накануне пришла домой поздно вечером. Что они скажут?» «Как ты думаешь, во сколько ты вчера вернулась?» «Кто это говорит?» «Отец».

«И что отвечает дочь?»

«Ты знаешь, во сколько, ты меня встретил в холле». «А что тогда сказал бы отец?» «Не хами мне».

«Что все это время делает мать?»

«Ну, я думаю, что она ждет, когда сможет вставить слово». «И что бы она сказала?»

«Я думаю, она попытается немного разрядить обстановку». «Что она сказала бы дословно?» «Тебе хотя бы понравилось на вечере?»

«Отлично, с возможным началом мы разобрались. Давайте постараемся представить, что произойдет, начиная с этого места. Итак, вы предпо­ложили, что отец мог сказать: «Как ты думаешь, во сколько ты вчера вер­нулась?» Давайте поставим здесь стол для завтрака и посадим за него двоих родителей. Ты входишь и садишься есть, а отец — ты, например, — говорит: «Как ты думаешь, во сколько ты вчера вернулась?», а ты отвеча­ешь: «Ты знаешь, во сколько, ты меня встретил в холле». Отсюда мы и продолжим».

Таким образом, начинается ролевая игра — с проблемной ситуации и начальными репликами, предложенными группой. Заметьте, что во­ображаемая деятельность вроде завтрака или заполнения анкеты по­могает заполнить первоначальные паузы и позволяет игрокам физи­чески занять себя.

В некоторых случаях полезно начинать издалека. Начав с пробле­мы вообще, вы можете постепенно придать ей конкретные очертания и выделить тот аспект межличностного взаимодействия людей, кото­рый и является предметом настоящего изучения. Тогда появится воз­можность использовать примеры и развернуть ролевую игру. Пробле­мы или трудности, если таковые возникнут вообще, будут носить ско­рее, ситуационный, а не поведенческий характер — то есть порождать­ся самой ситуацией, а не поведением участников. Одно от другого отличить нелегко. Но если наставник сможет изначально сделать упор на общую ситуацию, те ограничения и эффекты, которые порождают­ся не индивидуальным поведением, а системой, то будет более веро­ятно, что ученики легко воспримут ролевую игру. Кроме того, вам нельзя поддаваться искушению представить проблему так, что станет очевидным ваше собственное решение; от вас, как показывает следу­ющий пример, требуется оставить исход дела на усмотрение учеников.

«Не хотел бы кто-нибудь поделиться своей сегодняшней, самой крупной проблемой? Да, Джон, так в чем же она?»

«Что касается меня, то дело в ошибках и лишней работе, которые допус­кает при расчете накладных счетная система компьютера». «Но мне казалось, что компьютеры ускоряют работу?» «Да, но наш компьютерный отдел пользуется очень жесткой системой. Чего стоит, например, их требование переводить все в цифровой код». «А ошибки? Как может компьютер ошибаться?»

«Я думаю, что дело не в самом компьютере, а в неправильной проверке данных».

«Что говорит начальник компьютерного отдела?» «Ну, я думаю, что на него давят. Но похоже, что система не в состоянии делать элементарные исправления без того, чтобы не извести гору бума­ги. А задержки в оформлении накладных наносят нам большие убытки». «Что вы предпринимали?»

«Конечно, я жаловался — советовал ему немного встряхнуть мозгами». «Может ли кто-нибудь предложить другой подход?» «Я думаю, что можно было бы обратиться к нему за помощью и содей­ствием, объяснить проблемы и спросить, чем ему можно помочь». «Это, Дэвид, звучит разумно; как бы вы начали разговор?» «Я бы сказал примерно так: «Нельзя ли нам обсудить проблему наклад­ных и посмотреть, что с ней можно сделать?»

«Прекрасно, не хотите ли попробовать? Сьюзен может быть начальником компьютерной службы, а Джон мог бы следить и подсказывать, когда это будет необходимо».

Заметьте, что наставник не начал со слов «Что нужно изменить в работе компьютерных операторов?» или «Как гарантировать, чтобы человек, проверяющий накладные, учитывал в первую очередь инте­ресы производства и согласился на другую систему кодировки?» Вы­бор возможных решений и способов их проведения в жизнь остается за учениками.

Так группа может вникнуть в реальную проблему, стоящую перед одним из ее членов. Как правило, интерес и постановка подобной про­блемы помогает им прожить свой первый опыт ролевой игры. Хотя для краткости изложения вышеописанный диалог был приведен в сжа­том виде, на практике последние стадии обсуждения могут вынудить Джона отвести двух других игроков в сторону и посвятить их в некото­рые детали проблемы. В другом случае он мог бы переговорить только с Дэвидом, в то время как другие члены группы будут обсуждать со

Сьюзен позицию начальника компьютерной службы. Одно из глав­ных преимуществ такого подхода состоит в том, что наставник может побудить учеников взглянуть на дело с позиций каждой из сторон и попытаться понять проблемы, стоящие перед обоими участниками.

Такие простые, вступительные ролевые игры можно начинать мно­гими способами. Вы можете попросить указать характер проблемы — как, например, надо требовать возврата денег за недоброкачественные товары. Затем вы можете предложить сценарий: «Давайте предполо­жим, что Джейн отправляется в этот магазин с транзисторным при­емником, который купила накануне...» и попросить группу придумать вводные предложения. В качестве альтернативы можно заготовить очень простой пример с первыми четырьмя или пятью репликами.

Артур ищет деньги, чтобы расплатиться с кондуктором. «Извините, но я, похоже, забыл все деньги дома». «Что ж, мне очень жаль, но вам придется выйти из автобуса». «Но мне надо быть дома, а идти пешком слишком далеко». «Тогда вы должны заплатить, не так ли?»

Применяя этот метод, наставник может либо попросить игроков прочитать и продолжить эти реплики, или предложить им обсудить свои варианты беседы, переписать реплики и после использовать их в качестве вступления.

Другие подготовительные мероприятия

Конечно, существуют и другие способы заставить учеников задумать­ся над предметом ролевой игры. Один из них заключается в том, что­бы предложить им изучить и прокомментировать текст. Другим будет попросить их написать письмо или заметку, которые станут отправ­ной точкой для ролевой игры. Есть также графический способ. Участ­никам можно показать диаграммы, карты, графики, рисунки и пред­ложить обсудить их. В частности, можно использовать сюжетные кар­тинки вроде тех, что применяются в ТАТ (Тест Тематической Аппер­цепции): где испытуемый описывает ситуацию, а интерпретация от­вета позволяет выявить его личностные особенности. В этом случае умышленно нечеткие и неоднозначные рисунки используются в каче­стве отправной точки дискуссии и перехода от нее к ролевой игре.

Работа с конкретными случаями является традиционным приемом обучения, который особенно успешно применяется в менеджменте, но в принципе может быть распространен и на другие сферы. Обуче­ние обычно начинается с анализа проблемы и прямо переходит к об­суждению возможных решений. Чтобы дать ученикам возможность погрузиться в проблему, между этими двумя мероприятиями можно встроить ролевую игру. Игра в этом случае представляет собой есте­ственное продолжение начального разбора примера и способ его бо­лее углубленного изучения.

ПАМЯТКА. Разбор конкретных примеров легко преобразовать в ролевые игры.

Кроме того, представлять темы для ролевых игр можно с помощью опросников. Членов группы спрашивают, как они отреагируют или поступят в определенных проблемных ситуациях, а после дискуссии можно попросить отдельных респондентов показать, как они будут действовать на практике. Также можно расспросить учеников о ролях, которые им предложили сыграть. Такой опрос может облегчить их участие в игре. Можно спросить: «Что испытывает владелец магази­на?» или «Что покупательница вызовет своими действиями?»

Наконец, можно использовать хорошо известную групповую тех­нику «гул толпы» (buzz technique). В этом случае участники разбива­ются на пары, и все они разом начинают говорить, спорить, дискути­ровать. Если наставник начнет ролевую игру именно так, то в ней бу­дут участвовать все пары, работающие над своими частями проблемы. Пары могут работать над одним и тем же ее аспектом или каждая над своим. Примерно через десять минут группа будет более осведомлена в теме и готова к основной части ролевой игры. Если участники боят­ся играть парами, то можно запустить действие иначе: предложить учащимся взять друг у друга интервью о предмете исследования.

ПОДСКАЗКА. Интервью может быть простой формой ролевой игры.

Игры-разминки

В предыдущем разделе рассказывалось, как приступить к ролевой игре, вызвав у учеников интерес к обсуждаемой теме или проблемам. Иногда это оказывается невозможным из-за плохого знания предме­та. Бывают случаи, когда полезнее сконцентрироваться на создании атмосферы расслабленности, вместо того чтобы приступать непосред­ственно к изложению темы урока или сессии.

Упражнения на разминку позволяют сломать лед недоверия и яв­ляются индикатором перехода к иной разновидности учебных заня­тий. Они коротки, просты и не требуют от учащихся никаких знаний. Существует много упражнений такого типа; большинство из них пе­редаются от наставника к наставнику устно или через показ. На сего­дняшний день имеется ряд книг, в которых содержатся подборки по­добных игр, а те примеры, что приводятся ниже, взяты в основном из трудов Дэвидсона и Гордона (Davidson and Gordon, 1978), Бонда (Bond, 1986) и Брандеса (Brandes, 1979). Прочие описаны в различ­ных руководствах издательства Пфайффера и Джонса (Pfeiffer and Jones).

«Гвалт»

Группа разбивается на пары. Им даются темы — например: «Как вы провели сегодняшнее утро?», «Расскажите свою любимую сказку», «Постарайтесь продать партнеру воображаемый продукт или услугу». После этого все начинают говорить одновременно, пытаясь заставить собеседника замолчать. Время интеракции очень ограничено — допу­стим, минута или около того.

Вариантом этой игры является игра в триадах. А пытается пере­говорить с В или рассказать ему историю. Задача С — сидеть рядом с А и В и всячески мешать В слушать то, что говорит ему А, — любы­ми средствами, за исключением физических. Это может также длить­ся недолго: достаточно двух-трех минут. Если к этому времени участ­ники не выдохнутся, то А, В и С могут поменяться ролями.

«Детектив»

Участники также работают в парах. Молча каждый из них рисует шесть предметов, которыми пользовался в течение последних трех месяцев. Затем по очереди они становятся детективами и стараются угадать о партнере как можно больше. Партнер молчит, пока детек­тив не закончит работу. Затем каждый участник представляет парт­нера всей группе, рассказывая, что ему удалось о нем выяснить.

«Снежный КОМ»

Это упражнение лучше проводить в более крупных группах из четы­рех человек и больше; при желании можно вовлечь в него весь класс. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый чело­век по очереди высказывал всего одно слово. По мере того как рассказ развивается по кругу, на участников придется оказывать некоторое давление, для того чтобы сохранить темп работы. Это успешно дости­гается путем отбивания ритма. Тема истории может быть любой, ее может предложить наставник, например: «Пища», «Путешествие», «Хобби» или «Спорт». Как правило, рассказ принимает чрезвычайно забавные и причудливые повороты.

«Адвокаты»

Для этой игры нужна более крупная группа из шести человек и боль­ше. В центре находится человек, который ведет допрос и пытается вы­удить из обвиняемого информацию. Обвиняемый — человек, на кото­рого смотрит и к которому обращается обвинитель, — должен мол­чать. За него отвечает игрок, сидящий слева, - «адвокат». Однако обвинитель может быстро переключать взгляд с одного на другого игрока, в частности — с обвиняемого на его адвоката, и тогда послед­ний становится обвиняемым, а его сосед слева становится адвокатом и отвечает на вопросы обвинителя. Когда кто-то ошибается, он стано­вится новым обвинителем и переходит в центр.

Эти и многие другие игры используются для создания необходи­мой атмосферы непринужденности. Однако к ним следует относить­ся с определенной долей осторожности. Важно не поддаться веселью и возбуждению, которое так характерно для подобных упражнений, и помнить, что они не являются самоцелью, а служат всего лишь вступлением в ролевую игру. Это предполагает учет некоторых мо­ментов. Например, ученики должны осознавать, что эти упражнения только подготавливают их к основному разделу сессии; следователь­но, такие игры должны занимать относительно малую часть от обще­го времени. Кроме того, следует понимать, что в большинстве своем они нарочито легковесны. Большинство учеников в скором времени устанут от них и захотят заняться чем-то более значимым. Иногда та­ковыми могут стать другие, более сложные и глубокие по содержанию упражнения; в иных случаях это будет переход к самой ролевой игре.

Написание сценария

После того как до участников донесут идею ролевой игры, следующим логическим шагом становится их знакомство с фабулой. Это обра­щает нас к написанию сценария — задаче, в которую входят создание предыстории, способы ее описания и написание партий для каждого игрока.

Задачи обучения

Написание сценария можно начать с наброска общего сюжета с по­следующей проработкой деталей, и наоборот. Если предполагается подход от общего к частному, то следует продумать общий сценарий. Что это будет — интервью в офисе, касающееся производственного спора; собрание комиссии, на котором рассматривается решение мес­тных властей; семья; торговая операция и т. д.? Любая эта ситуация будет развиваться исходя из общих задач сессии. При обдумывании этих задач прежде всего надо решить, на что направлена основная цель обучения:

• на усвоение методов и навыков;

• на изучение проблем и принципов;

• на рост самосознания и повышение сенситивности.

Выбор цели естественным образом подводит нас к обдумыванию и постановке конкретных обучающих задач.

Задачи могут иметь обобщенный характер. Например: «дать воз­можность попрактиковаться в техническом английском», «объяснить причины, по которым комиссия Уильямсона и Билль 1919 года оправ­дали британскую энергетическую промышленность», «помочь уча­щимся осознать, что значит принадлежать к еврейской националь­ности», «обучить чиновников более эффективному ведению пере­говоров», «улучшить межличностную коммуникацию в проектных группах». Иногда же задачи могут быть конкретизированы. Напри­мер, при преподавании языка наставник может составить список дей­ствий, которые следует выполнить ученику, и сделать это он может либо в операционнальных терминах, то есть: вести*записи, проводить интервью, делать заявки, описывать, спорить, советовать и т. д.; либо в лингвистических выражениях: использовать прошедшее время, со­слагательное наклонение, условные предложения, развивать словар­ный запас и т. д.

Альтернативным подходом в работе над сценарием будет опре­деление ситуации с позиций занятых в ней персонажей и, исходя из этого, разработка общего сценария. Такой подход меж тем таит в себе опасность, поскольку чрезмерный акцент на отдельных персонажах может завуалировать центральную проблему ролевой игры. На прак­тике проблемные ситуации могут быть подсказаны реальными, зна­комыми сценаристу лицами, и это стимулирует его исходные творче­ские планы. В этом случае можно попытаться выделить из частных примеров общие принципы и руководствоваться ими при разработке сценария.

Ограничения и факторы, требующие учета

Определив общие задачи и принципы обучения, следует обратить внимание на ряд дополнительных факторов, которые необходимо учесть при подготовке ролевых игр. Во-первых, возникает вопрос об отношении ролевой игры ко всему учебному курсу. Будет ли она ис­пользована как вступление, как иллюстрация к конкретной проблеме или как подведение черты под всем, что было пройдено? Является ли она центральным пунктом процесса обучения либо пребывает на пе­риферии? Решение вопроса о месте и функции ролевой игры имеет большое значение для ее структуры и проведения.

Во-вторых, следует учитывать имеющийся опыт и знания учащих­ся. В любой учебной ситуации разумно начинать с того уровня, на ко­тором находится ученик, то есть использовать ту информацию, при­меры, идеи, которые имеют непосредственное отношение к конкрет­ной группе учащихся или тренируемых и легко ими понимаются. Принимая решения о преамбуле вводимой ситуации, проблемах и персонажах, которые будут представлены в ролевой игре, следует учи­тывать возраст учеников, их опыт работы, интеллект, социальное про­исхождение и — самое главное - их ожидания.

В тех случаях, когда объектом изучения становится конкретная структура или организация, следует подумать о степени приближен­ности сценария к фактической ситуации. Хотя ролевые игры полез­нее моделировать на основе реальных примеров, есть аргументы и в пользу небольших расхождений с ними, поскольку:

• можно ввести факты, не имеющие отношения к делу;

• при идентификации главных актеров может включиться защитное поведение;

• игроки могут пытаться снимать с себя ответственность за ситуацию и настаивать на том, что все обусловлено внешними факторами.

Инструктаж

После утверждения общего сценария полезно набросать короткое вступление в игру. Этим преследуются две цели. С одной стороны, это помогает создателю игры привести в порядок свои мысли, с другой— напоминает, что ролевая игра должна начинаться с какого-нибудь вступления — либо устного, либо письменного; в идеальном варианте дизайнерам ролевой игры следует включить его в сам дизайн. Это по­зволяет наставнику выбрать метод инструктирования игроков, а так­же решить вопрос, следует ли выделить для него время перед началом ролевой игры. Возможно, что инструктаж придется проводить в два этапа: первый будет касаться общей предыстории вводимой ситуации, которую можно описать в прошедшем времени: «Отдел был создан для координации работы», «Джордж всегда хотел, чтобы клуб приоб­рел собственное помещение»; вторая стадия будет связана с актуаль­ными проблемами, которые излагаются в настоящем времени: «Соби­рается митинг», «Делом занимается группа испытателей».

ПОДСКАЗКА. Помните, что игрокам следует давать информацию в том объе­ме, который необходим для исследования данной проблемы, и не стоит пе­регружать их лишними деталями или фактами.

Сценарий

При нейтральности темы создатель ролевой игры может сделать дей­ствие более интересным и захватывающим, включив в него элементы конфликта (конфликт мотивов и эмоций, различия в восприятии, раз­ные цели, конкуренцию, нехватку ресурсов). Как правило, именно эти факторы лежат в основе многих реальных проблем. Кроме того, мож­но встроить в сценарий и возможное разрешение конфликта.

Наставник может выбрать местом действия офис, кафе, общест­венный митинг или улицу. Действие может протекать в прошлом, на­стоящем или будущем. Очевидно, что отчасти это будет зависеть от цели ролевой игры, но если воссоздается незнакомая для учащегося обстановка, то важно преодолеть разрыв между тем, что ученик, как предполагается, знает, и тем, что ему нужно узнать для участия в игре. Это повлияет на характер инструкций.

Материалы

Написание сценария позволяет наставнику создать определенную ат­мосферу путем подбора документов. Предыстория разыгрываемой си­туации может быть изложена в газетной статье, в магнитофонной за­писи, проспекте, наборе официальных документов или как-то еще.

ПАМЯТКА. Подайте информацию игрокам в той форме, которая отвечает ; специфике самой ролевой игры.

В зависимости от целей игры и доступных ресурсов наставник мо­жет подготовить большее или меньшее количество материалов. Как правило, ролевой игре вредит ситуация, когда игрокам приходится по ходу действия справляться с документами. Однако можно написать такой сценарий, что работа с ними окажется не только позволитель­ной, но станет необходимой частью ролевой игры. Это может сделать ее более правдоподобной и в то же время избавит игроков от необхо­димости запоминать большие количества данных, если этого требуют более сложные типы ролевых игр.

ПОДСКАЗКА. Если невозможно сократить объем информации,то выходом мо­жет стать отказ от ролевой игры и замена ее работой с конкретным примером.

Описание ролей

Главным в организации ролевых игр является, конечно, описание са­мих ролей. Эти роли полностью определяют структуру ролевой игры, и мы можем выделить три типа этих ролей.

• Ключевые роли. Это роли протагонистов, между которыми проис­ходит обмен информацией. Они эффективно очерчивают круг проб­лем, и для структуры ролевой игры важно, чтобы игроки, воплощаю­щие эти первостепенные роли, чувствовали себя в силах повлиять на исход переговоров. Если их функция сводится лишь к привне­сению в игру решений извне, то ролевая игра перестанет быть под­линным столкновением, каким бы ни было его содержание.

• Второстепенные роли. Они поддерживают ключевые роли и могут носить информирующую функцию: роли секретарей, клерков, чиновников, специалистов. Кроме того, они могут обеспечивать моральную поддержку: роли членов семьи, учителей, советников, а также включать роли третейских судей — председателей, учите­лей, менеджеров, родителей, чиновников.

• Эпизодические роли. Ролевая игра часто требует участия групп разных размеров и разного уровня способностей. Хотя кто-то из участников может понадобиться в качестве зрителей, всегда полез­но иметь несколько лишних ролей, которые могут заинтересовать незанятых учащихся. Если это не продумать заранее, то дополне­ния, сделанные в последнюю минуту, могут привести к ситуаци­ям, в которых эпизодическим персонажам будет нечего делать. Лучше всего использовать таких игроков в качестве секретарей, репортеров и счетчиков очков.

Ввод персонажей в ролевую игру преследует несколько целей. Роли главных героев, протагонистов позволяют представить основ­ную проблему игры, а также дают возможность игрокам поупражнять­ся в усвоении определенных навыков. Во многих играх, где задейст­вованы два участника, представления требуют только вводимые пер­сонажи. В других случаях для предоставления информации, презен­тации проблем или контроля за действием можно использовать лишь второстепенные персонажи. При отборе игроков на эти роли настав­ник должен помнить, что ученики, играющие разные роли, научатся соответственно разным вещам, а также он должен учесть возможное разочарование ролью того персонажа, который никак не влияет на ис­ход моделирования.

Взаимное соответствие роли и игрока

Маловероятно, чтобы вы разработали роли, которые полностью соот­ветствовали бы полу игроков, их возрасту, внешности и т. д. Посколь­ку это реальная проблема, которая требует своего решения, то можно предложить несколько выходов из данной ситуации.

• Встроить нейтральные роли, например: « Флетчер работает в отде­ле, где торгуют мороженым мясом», «Вы — бабушка Пэт».

• Создать персонажи, похожие на ваших учеников. (Это довольно опасный вариант, поскольку тем самым вы можетераскрыть свое отношение к ним).

• Проигнорировать очевидную проблему и использовать игроков независимо от пола и возраста. При известной уверенности настав­ника этот подход может быть одним из самых удачных. Однако важно, чтобы создатель ролевой игры предельно четко обозначил свои намерения и предусмотрел любые возможные проблемы. Одной из последних является отсутствие исходных знаний из-за того, что обладать ими игроку не позволяет возраст, пол или соци­альное положение. Ясно, что это можно исправить, соответствен­но расписав индивидуальные партии. Различия в поле и возрасте вряд ли превратятся в проблему для взрослых участников, кото­рые искренне хотят изучить ролевые игры. Эти различия могут больше помешать работе с детьми и подростками, хотя начинаю­щие педагоги обычно преувеличивают трудности.

Если проблемы совместимости достаточно серьезны и распознают­ся уже на ранней стадии, то всегда существует возможность смены угла зрения и перепланировки ролевой игры. Изучаемая проблема может быть рассмотрена с позиций потребителя, поставщика или со­вершенно постороннего человека — в зависимости от изложения роли. Например, отношения между акушеркой и будущей матерью могли бы рассматриваться также и с точки зрения мужа, друга или другого специалиста — наравне с основными персонажами или вместо них.

Отличительные признаки ролей

Индивидуальные роли лучше всего писать в два приема, указывая их ключевые особенности и предполагаемые действия. Вначале нужно перечислить главные отличительные черты каждого персонажа или обозначить его ресурсы:


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная